KalinaKonsta (kalina_konsta) wrote,
KalinaKonsta
kalina_konsta

*****

В Иерусалиме на 80 году жизни скончался израильский писатель Амос Оз.
Оз родился в Иерусалиме в 1939 году в семье эмигрантов из Российской Империи. Его отец родился в Одессе и учился в Вильнюсе, мать родилась в Ровно. Оз учился в Еврейском университете, участвовал в Шестидневной войне и Войне судного дня. Первую книгу "Где воют шакалы" опубликовал в 1965 году, после чего регулярно публиковался, получив за свои работы престижные премии. В 2018 году Оз стал лауреатом российской премии "Ясная поляна" в номинации "Иностранная литература" за роман "Иуда". На сайте премии он был назван "живым классиком израильской литературы", сообщает Радио Свобода.


Фрагменты интервью ...
Амос Оз в программе Познера...

*****

ВП: «В романе «Иуда», за который Вы получили премию Ясная Поляна, Вы явно не согласны с версией Нового Завета об Иуде. Почему, объясните, в чем там дело?

АО: «Новый Завет никогда не учат в школах Израиля, да и, вероятно, в любых еврейских школах, но когда я был 16-летним мальчиков, обожавшим книги и я решил, что должен прочитать Новый Завет, иначе, мне никогда не понять романы Достоевского, музыку Иоганна Себастьяна Баха и искусство Эпохи Возрождения. Поэтому, по вечерам я ходил в библиотеку, в то время как остальные мальчишки играли в баскетбол и приударяли за девчонками. Я утешился учением Христа, я прочитал все Евангелия и полюбил Иисуса за его отзывчивость, чувство юмора, тепло и прямоту. Не то чтобы я был с ним во всем согласен, но я полюбил его. Но когда я дошел до самого знаменитого в истории рассказа о 30 серебряников на самом известном поцелуи в истории, я очень разозлился не как еврей, не по религиозным причинам, а как молодой 16-летний сыщик. Я не мог поверить в такой рассказ. Во-первых, я хотел понять, сколько составляют 30 серебряников в современной валюте. «Гугла» тогда не было, но я нашел ответ в энциклопедии, это около 500 евро сегодня. Довольно хорошая сумма. Иуда не был бедным рыбаком из Галилеи, как другие апостолы. Он был зажиточным землевладельцем из Иудеи. С какой стати ему продавать своего наставника за 500 евро? А если и продал, то почему после этого пошел и повесился? Но самое главное, зачем кому-то платить Иуде, чтобы тот поцеловал Иисуса и указал тем самым на него генералам, в то время в Иерусалиме Иисуса знали все. Он был знаменит, он проповедовал на каждом углу и он не пытался убежать и отрицать, что он Иисус. История как-то не срастается, но, тем не менее, она ужасна. Этот рассказ – Чернобыль христианского антисемитизма на 2000 лет. Для многих и многих поколений простых христиан все евреи - иуды коварные, хитрые, алчные, хватающие деньги, готовые продать Бога и всё, что угодно. Очень опасная история!»



*****

ВП: «Как Вы относитесь к фанатикам?»

АО: «Я себя считаю своего рода экспертом по сравнительному фанатизму. Должен признать я сам был немного фанатиком в молодости и был окружен различными типами фанатиков. Я родился в Иерусалиме, а Иерусалим – магнит для фанатиков на любой вкус – евреев, мусульман, христиан, мессианских евреев, революционеров и реформаторов мира. Я насмотрелся на них всех цветов и видов и я знаю, что фанатизм – самая большая опасность и самая ужасная угроза 21 века. Этот век его первые 18 лет – это век фанатизма».

ВП: «После написании книги, в которой Вы не согласны с Евангелием, когда она вышла, много ли было критики со стороны католической церкви или других церквей?»

АО: «Многие возмущались, прежде всего, мои собственные читатели евреи. «Вы воспеваете Христа, представляете его самым великим когда-либо жившим евреем, великим учителем, изображаете его одним из нас». Многим евреям это не нравится, в тоже время возмущались и многие христиане, католики, протестанты и, вероятно, православные в России. «Прежде всего, Ваш Иисус – не сын Божий, а человек, прекрасный человек, но все же смертный человек; а во-вторых, Вы представляете Иуду – предателя, монстра, ужасного Иуду – героем, христианином, преданным последователем Иисуса». Всё так, и именно поэтому я глубоко уважаю и благодарен жюри премии имени Льва Толстого «Ясная Поляна» за выбор моей книги. Думаю, это очень смелое решение, которое вероятно, вызвало здесь немало споров»

ВП: «В одном интервью Вы говорили, что эта книга разговор с Богом. Что именно Вы имели в виду? Ведь разговор – это улица с двусторонним движением, что тогда говорил Бог?»

АО: «Разговор с Богом – это не улица с двусторонним движением. На самом деле Вы разговариваете с другой частью себя. Если Бог существует, если Он существует, то Он живет внутри каждого из нас, не там наверху на небе или в какой-то святыне, если Он существует, то живет внутри нас, поэтому разговор с Богом – это разговор с самим собой».

ВП: «Что Вы думаете о религии и церкви?»

АО: «Меня завораживают верующие люди, даже если они верят в то, что я абсолютно отрицаю, но вот религиозные институты меня совсем не впечатляют. Будь-то христианские, иудейские или мусульманские».

***

ВП: «Что Вы думаете об отношении Европы к евреям сегодня?»

АО: «В качестве второго имени евреев на их визитных карточках в Европе можно было бы писать “Большие ожидания”. От Израиля – Государство евреев – ожидают мировых рекордов по прыжкам в высоту в плане морали. У нас не получается оправдывать такие ожидания. Ожидают, чтобы Израиль оказался самой христианской страной, подставляющей другую щеку своим врагам. Мы не можем оправдать такие ожидания. Мне части говорят, вы евреи столько страдали, как вы можете быть настолько несправедливы к бедным палестинцам, и те же люди скажут, а что вы ожидаете от палестинцев, конечно, они немного жестоки, они столько страдали, что еще от них можно ожидать. От евреев ожидают самого христианского поведения, чтобы мы вознеслись вверх от страданий, возможно, стали бы святыми или Иисусом Христом всех стран. Израиль не может оправдать таких ожиданий, но позвольте тут же добавить, что я сильно критикую политику моего правительства».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments